Любой билет / носитель, будь то штрих-код, QR-код, RFID чип различных стандартов и частот, с точки зрения системы — это средство идентификации посетителя. Соответственно тот или иной носитель применяется в зависимости от решаемых задач. Штрих или QR – чаще всего это способ идентификации разового посетителя, то есть обезличенного. А RFID чип в браслете или карте – это чаще всего способ идентификации постоянного посетителя, с целью предоставления ему какой-либо лояльности, а также с целью работы маркетинговой службы по анализу портрета посетителя и трафика посещений. Поэтому в зависимости от решаемых задач возможно применение разных видов билетов.

Также есть разница в считывании. Чтобы считались QR и штрих-код необходимо поднести к камере, дождаться захвата камеры, обработки изображения и разрешения / запрета на проход. Тогда как RFID-чип считывается на расстоянии вне зависимости от того, каким образом поднесли карту или браслет к считывателю. Необходимо обратить внимание, что считывание QR или штрих-кода и считывание RFID-чипа составляет милисекунды, то есть и то и другое считывается быстро, но все-таки при одновременном сравнении RFID-чип считывается быстрее.

  1. Разовый билет с QR-кодом / штрих-кодом

Разовый билет применяется для разового прохода посетителя через пропускной пункт. Соответственно чаще всего применяется для тех услуг, оплата за которые берется за факт пользования (за факт входа). После факта входа данный билет нигде больше не применяется, поэтому и требования к носителю низкие. Разовый билет может быть напечатан на фискальном регистраторе в момент продажи услуги, в типографии с заранее сгенерированными QR-кодами или штрих-кодами, на специальных термопринтерах на термокартоне в момент продажи услуги. Разницы с точки зрения работы системы в целом нет, разница состоит только в удобстве для посетителей (чем плотнее бумага, тем удобнее обращаться с билетом), а также в себестоимости каждого билета.

Разовый билет, отпечатанный на фискальном регистраторе.

 

— имеет самую низкую себестоимость, так как не требует приобретения дополнительного оборудования для АРМ кассира (фискальный регистратор в любом случае нужен), а также стоимость расходных материалов самая низкая.

— имеет самую низкую плотность бумаги, поэтому наименее удобен для считывания на пропускном пункте.

— тем не менее считывание все равно достаточно хорошее, поэтому применяется на многих объектах.

Разовый билет, отпечатанный в типографии.

 

— Печатается сразу с нанесенным штрих или QR-кодом из заранее сгенерированного пула кодов.

— имеет среднюю себестоимость, так как с одной стороны не требует дополнительного оборудования для АРМ кассира, с другой стороны имеет плотную бумагу.

— штрих-код или QR-код активируется в момент продажи билетов, что является защитой от копирования / подделки. Не активированный штрих или QR-код не будет иметь разрешение прохода на пропускном пункте

Разовый билет, отпечатанный на специальном принтере.

 

— имеет самую высокую себестоимость, так как требует дополнительного оборудования на АРМ Кассира, а также имеет плотную бумагу, что сказывается на стоимости расходных материалов.

— наиболее удобен из всех разовых билетов для считывания

  1. Разовый браслет с QR или штрих-кодом.

Разовый браслет с QR или штрих-кодом применяется в тех случаях, когда плата за пользование услугой берется уже не за факт входа, а за время пребывания на территории. Поэтому в данном случае нам необходимо знать не только время входа, но и время выхода, а для этого посетитель должен считать свой браслет на входе и на выходе. В данном разовый браслет позволяет решить несколько требований:

— сохранность браслета до момента выхода;

— защита от потери браслета (браслет на руке);

— достаточно низкую себестоимость относительно других носителей информации;

— защиту от передачи (штрих или QR-код печатается на специальной разрушаемой части браслета).

  1. Браслет с RFID чипом

Браслет с RFID чипом решает те же задачи, что и браслет с QR или штрих-кодом. Однако наличие RFID чипа дает дополнительные возможности. Например, во многих индор-парках есть в качестве дополнительной услуги для посетителей возможность пользоваться камерой хранения. Мы можем оборудовать ячейки камеры хранения электронными замками, которые закрываются / открываются при помощи того же RFID чипа, таким образом повышая удобство для посетителей.

Однако необходимо учитывать тот факт, что браслет с RFID чипом имеет самую высокую себестоимость среди всех носителей информации. Поэтому этот факт накладывает на организацию системы необходимость контролировать возврат посетителями браслетов. Поэтому чаще всего при применении RFID браслетов при выходе посетителя турникет автоматически не выпускает никого. Для выхода посетитель должен обратиться на ресепшн, отдать свой браслет, администартор / кассир проверяет наличие задолженности, при необходимости берет доплату, нажимает кнопку разблокировки турникета на выход, посетитель выходит. Описанная схема применима в тех парках, в которых вход и выход в платную зону находиться рядом с ресепшном, для того, чтобы администратор / кассир имела возможность общаться с посетителями и внутри, и снаружи платной зоны.

При этом несмотря на высокую себестоимость данное решение так же часто пользуется спросом по двум причинам:

— удобство посетителя сохранять носитель – браслет надевается на руку и потерять практически невозможно;

— RFID-чип (как в браслетах, так и в картах) считывается оборудованием гораздо лучше.

  1. Карта с RFID-чипом

Карта с RFID-чипом наиболее предпочтительный вид носителя, который имеет наибольшее распространение в качестве идентификатора в индустрии развлечений в России.

RFID карта в подавляющем большинстве реализованных проектов продается в собственность посетителя, так как имеет относительно небольшую себестоимость, при этом позволяет по-новому организовать работу с посетителями. Карта становиться аналогом кошелька посетителя на территории парка для посетителя. Для парка же это средство идентификации посетителя в качестве постоянного посетителя. Как следствие, работая на картах, парк получает самый большой спектр возможностей:

— хранить абсолютно всю историю посещений посетителя, то есть получать возможность анализа базы данных в любом разрезе (загруженность услуг по времени, востребованность услуг по возрастной группе, анализ портрета посетителя, среднего чека, эффективности услуг на кв.метр площади и т.д.);

— составлять направленные программы лояльности;

— получать дополнительный финансовый результат за счет продажи самих карт;

— получать дополнительный финансовый результат за счет неиспользованных остатков средств на счетах посетителей (карту не нужно возвращать, поэтому практика показывает, что на счетах скапливается большое количество неиспользованных остатков);

— снизить нагрузку на кассовый узел (при наличии средств на счете посетитель может сразу пройти на вход без обращения в кассу);

  1. Смартфон посетителя. Мобильное приложение

 

Подробнее о нашем мобильном приложении мы напишем в отдельной статье. В данном разделе стоит упомянуть, что смартфон посетителя в нашей системе так же может быть билетом, то есть посетитель может пройти через пропускной пункт, предъявив QR-код с экрана своего смартфона. В мобильном приложении реализовано несколько сценариев использования смартфона в качестве средства идентификации:

— Если у посетителя уже ранее была приобретена карта, то есть посетитель уже был зарегистрирован в парке. При скачивании и регистрации в мобильном приложении ему будет предложено ввести номер имеющейся карты и после регистрации посетитель сможет пополнять уже имеющийся счет, просматривать историю своих посещений (в том числе и за прошлые периоды), покупать дополнительные разовые услуги или акции. Кроме того для посетителя генерируется QR-код, который является аналогом его RFID-чипа в карте. Таким образом он сможет в дальнейшем проходить через пропускной пункт, считывая сгенерированный QR-код с экрана смартфона.

— Если у посетителя ранее не было карты. Он проходит регистрацию в мобильном приложении, ему так же создается QR-код – его идентификатор, он может пополнять свой счет и приобретать разовые услуги, проходить через пропускной пункт, считывая QR-код с экрана телефона.

— Если парк выпускает в продажу какие-либо акции или разовые услуги. Посетитель также может в мобильном приложении приобрести эти акции или разовые услуги, оплачивая либо с банковской карты, либо денежными средствами, уже имеющимися на его счету в парке. При приобретении таких разовых услуг в мобильном приложении создается QR-код на каждую такую приобретенную услугу. Посетитель, подойдя к оператору услуг, либо к пропускному пункту, предъявляет к считыванию с экрана смартфона соответствующий QR-код.